Схемы образования водородной связи в молекулах6

Схемы образования водородной связи в молекулах6
Схемы образования водородной связи в молекулах6
Схемы образования водородной связи в молекулах6
Схемы образования водородной связи в молекулах6
Pages:   |

1

| 2 |

-- [ Страница 1 ] --

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ СОВЕТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧЕРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 10 ГОРОДА СОВЕТСКА

КАЛИНИНГРАДСКОЙ

ОБЛАСТИ

«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании методического директор МАОУ лицея № 10

объединения учителей МАОУ Г.Ф.Соколовский

лицея № 10 «»_20_ г.

«_»20года Протокол № от «_» _20года Председатель методического объединения _ _ Рабочая программа по химии 10 – 11 классы (базовый уровень) 1 час в неделю (всего 34 часа) Составила: учитель химии Рожко Наталья Леонидовна 2013-2014 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа данного курса химии в 10-11 классах составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии автора О.С. Габриеляна// Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2006. – 78, [2]с.// к учебникам: Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2012, Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2009.

Данный курс учащиеся изучают после курса химии для 8—9 классов, где они познакомились с важнейшими химическими понятиями, неорганическими и органическими веществами, применяемыми в промышленности и в повседневной жизни.

Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено:

• на освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, о важнейших химических понятиях, законах и теориях;

• на овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, для оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

• на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

• на воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

• на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде;

выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

В курсе 10 класса изучается органическая химия, теоретическую основу которой составляют современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии и изомерии, классификация и номенклатура органических соединений. Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера функциональных групп, а также генетических связей между классами органических соединений.

В данном курсе содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека.

Ведущая роль в раскрытии содержания курса химии 11 класса принадлежит электронной теории, периодическому закону и системе химических элементов как наиболее общим научным основам химии.

В данном курсе систематизируются, обобщаются и углубляются знания о ранее изученных теориях и законах химической науки, химических процессах и производствах. В этом учащимся помогают различные наглядные схемы и таблицы, которые позволяют выделить самое главное, самое существенное.

Содержание этих разделов химии раскрывается во взаимосвязи органических и неорганических веществ.

Особое внимание уделено химическому эксперименту, который является основой формирования теоретических знаний.

Цели и задачи изучения курса Цели:

обобщить, систематизировать и углубить материал, изученный в 8-9 классах;

осуществить интеграцию знаний учащихся по органической и неорганической химии на основе общности понятий, законов и теорий;

формирование у учащихся знаний основ науки - важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений мировоззренческого характера и понятий об основных принципах химического производства.

Задачи:

развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, на производстве и в повседневной жизни;

формирование умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;

грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни;

раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества: рациональном природопользовании, защите окружающей среды от загрязнения промышленными и бытовыми отходами;

развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.

Данная рабочая программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и предназначена для изучения химии в общеобразовательных учреждениях.

Программа рассчитана на 1 час классных занятий в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы). Курс четко делится на две части: органическую химию (34 ч) и общую химию (34 ч).

В авторскую программу внесены следующие изменения:

в 10 классе:

1. Увеличено число часов на изучение тем:

- № 6 «Искусственные и синтетические органические соединения» с 3 часов до 4 часов.

2. Уменьшено число часов на изучение тем:

- № 4 «Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе»

до 4 вместо 6 часов;

3. Из авторской программы исключены некоторые демонстрационные и лабораторные опыты из-за недостатка времени на их выполнение при 1 часе в неделю.

в 11 классе:

1. Увеличено число часов на изучение тем:

- № 3 «Химические реакции» с 8 часов до 11 часов.

2. Уменьшено число часов на изучение тем:

- № 2 «Теория строения химических веществ» до 11 вместо 14 часов;

3. Из авторской программы исключены некоторые демонстрационные и лабораторные опыты из-за недостатка времени на их выполнение при 1 часе в неделю.

Общая характеристика учебного предмета Среднее (полное) общее образование – третья, заключительная ступень общего образования. Содержание среднего (полного) общего образования направлено на решение двух задач:

- завершение общеобразовательной подготовки в соответствии с Законом об образовании ;

- реализация предпрофессионального общего образования, которое позволяет обеспечить преемственность общего и профессионального образования.

Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.

Обучающиеся должны научится самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Главные цели среднего (полного) общего образования состоят:

- в формировании целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;

- в приобретении опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;

- в подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Большой вклад в достижение главных целей среднего (полного) общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:

- формирование системы химических знаний как компонента естественно-научной картины мира;

- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

- выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;

- формирование умения безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.

Целями изучения химии в средней (полной) школе являются:

- формирование умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности;

умение различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

- формирование целостного представления о мире, представлении о мире, представления о роли химии в создании современной естественно-научной картины мира, умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности (природной, социальной, культурной, технической среды), используя для этого химические знания;

- приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания, ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности – навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Особенности содержания изучения химии в средней (полной) школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения вещества, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Место в учебном плане Программа рассчитана на 1 час классных занятий в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы). Курс четко делится на две части: органическую химию ( ч) и общую химию (34 ч).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса химии Личностные результаты:

1) в ценностно-ориентационной сфере – воспитание чувства гордости за российскую химическую науку, гуманизма, целеустремленности;

2) в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметные результаты:

1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно следственных связей, поиск аналогов;

3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

5) использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

Предметные результаты (на базовом уровне):

в познавательной сфере:

- давать определения изученным понятиям;

- описывать демонстрационные и самостоятельно-проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык изучения химии;

- описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;

- классифицировать изученные объекты и явления;

- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

- делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

- структурировать изученный материал;

- интерпретировать химическую информацию, полученную из других источников;

- описывать строение элементов I – IV периодов с использованием электронных конфигураций атомов;

- моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов;

в ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

в трудовой сфере:

- проводить химический эксперимент;

в сфере физической культуры:

- оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ПРОГРАММЕ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 10 КЛАСС (ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ) (1 час, всего 34 часа, из них 2 часа — резервное время) Тема 1.

Введение (3 часа) Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук. Сравнение органических соединений с неорганическими. Теория строения органических соединений. Химическое строение. Валентность. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической связи. Изомерия и изомеры. Понятие о гомологии и гомологах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Демонстрации. Модели молекул представителей разных классов органических соединений.

Лабораторный опыт. Изготовление моделей молекул органических соединений.

Тема Углеводороды и их природные источники (8 часов) Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.

Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование.

Применение алканов на основе свойств.

А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Хими ческие свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.

Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями.

Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и по лимеризация в каучуки. Резина.

А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.

Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.

Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом.

Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность.

Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов, каменного угля и продуктов коксохимического производства..

Лабораторные опыты. 1. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».

2. Ознакомление с коллекцией «Каменный уголь». 3. Ознакомление с коллекцией «Каучук и продукты его переработки». 4. Обнаружение в керосине непредельных соединений.

Тема Кислородсодержащие органические соединения (10 часов) Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организ мов.

Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.

Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирова ние жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.

Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.

Глюкоза — вещество с двойственной функцией — альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.

Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза = полисахарид.

Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спир ты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекция искусственных волокон и изделий из них.

Лабораторные опыты. 1. Растворение глицерина в воде и взаимодействие и гидроксидом меди (II). 2. Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. 3.

Доказательство предельного характера жидкого жира. 4. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II). 5. Качественная реакция на крахмал. 6. Ознакомление с коллекцией «Пластмассы и изделия из пластмассы». 7. Ознакомление с коллекцией «Искусственные волокна».

Практическая работа № 1. «Идентификация органических соединений».

Тема Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (4 часа) Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина — анилина — из нитробензо ла. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина:

ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Хи мические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.

Генетическая связь между классами органических соединений.

Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.

Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая.

Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол этилен - этиленгликоль - этиленгликолят меди (II);

этанол - этаналь - этановая кислота.

Коллекция синтетических волокон и изделий из них.

Лабораторные опыты. 1. Растворение белков в воде. 2. Обнаружение белков в молоке. 3.

Ознакомление с коллекцией синтетических волокон и изделий из них.

Тема Биологически активные органические соединения (3 часа) Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.

Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля.

Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов.

Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.

Тема Искусственные и синтетические полимеры (4 часа) Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.

Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная.

Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, поли пропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.

Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синте тических волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам.

Лабораторные опыты. 1. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.

Практическая работа № 2. Распознавание пластмасс и волокон.

11 КЛАСС (ОБЩАЯ ХИМИЯ) (1 час в неделю, всего 34 часа) Тема Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (3 часа) Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны.

Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. S - и P -орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

Периодический закон Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие Д. И.

Менделеевым периодического закона.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева — графическое отображе ние периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).

Положение водорода в периодической системе.

Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И.

Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Мен делеева.

Тема Строение вещества (14 часов) Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные крис таллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.

Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.

Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.

Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь.

Значение водородной связи для организации структур биополимеров.

Полимеры. Пластмассы: термопласты и ре-актопласты, их представители и применение.

Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.

Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ.

Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.

Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен.

Их получение, собирание и распознавание.

Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения.

Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.

Жидкие кристаллы и их применение.

Твердое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.

Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперс ной среды и дисперсионной фазы.

Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.

Тонкодисперсные системы: гели и золи.

Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ.

Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси — доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная.

Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Лабораторные опыты. 1. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. 2. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. 3. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. 4.

Ознакомление с минеральными водами. 5. Ознакомление с дисперсными системами.

Тема Химические реакции (11 ч) Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения.

Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль.

Изомеры и изомерия.

Реакции, идущие с изменением состава веществ. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эн дотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения.

Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.

Скорость химической реакции. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Поня тие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.

Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции.

Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.

Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксида ми, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.

Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей.

Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролиз ного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях.

Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.

Электролиз. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз рас плавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза.

Электролитическое получение алюминия.

Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул н бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя.

Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде;

испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Простейшие окислительно-восста новительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия.

Лабораторные опыты. 1. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 2.

Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля. 3. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. 4.

Различные случаи гидролиза, солей.

Практическая работа № 1. «Получение, собирание и распознавание газов».

Тема Вещества и их свойства (9 часов) Металлы. Взаимодействие металлов с неметалле, лш (хлором, серой и кислородом). Взаимо действие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.

Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом.

Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов.

Способы защиты металлов от коррозии.

Неметаллы Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).

Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.

Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями.

Разложение нерастворимых оснований.

Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей:

взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли);

гидрокарбокаты натрия и аммония (кислые соли);

гидроксокарбонат меди (II) — малахит (основная соль).

Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).

Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.

Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой.

Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты.

Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью.

Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.

Лабораторные опыты. 1. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 2.

Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 3. Взаимодейст вие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 4. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 4.Получение и свойства нерастворимых оснований. 5. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 6.

Ознакомление с коллекциями: а) металлов;

б) неметаллов;

в) кислот;

г) оснований;

д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.

Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органиче ских и неорганических соединений.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 10 класс:

Требования к усвоению теоретического материала:

Знать основные положения теории химического строения веществ, гомологию, структурную изомерию, важнейшие функциональные группы органических веществ, виды связей, влияние на свойства веществ.

Знать основные понятия химии высокомолекулярных веществ: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, линейная, разветвленная и пространственная структуры, влияние строения на свойства полимеров.

Уметь разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство органических и неорганических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ, развитие познания от явления ко все более глубокой сущности.

Требования к усвоению фактов:

Знать строение, свойства и практическое применение предельных, непредельных и ароматических углеводородов, одноатомных и многоатомных спиртов, альдегидов и карбоновых кислот, сложных эфиров и жиров, углеводов, белков, нуклеиновых кислот.

Требования к усвоению химического языка:

Уметь составлять структурные формулы органических веществ;

называть вещества по современной номенклатуре;

составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства веществ, их генетическую связь.

Требования к выполнению химического эксперимента:

Знать правила работы с изученными органическими веществами и оборудованием, токсичность и пожарную опасность органических соединений.

Уметь практически определять наличие углерода, водорода и хлора в органических веществах;

определять по характерным реакциям непредельные соединения, одноатомные и многоатомные спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы, белки;

распознавать наиболее распространенные пластмассы и химические волокна.

Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы;

серная, соляная, азотная и уксусная кислоты;

щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность к различным классам органических соединений;

характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева;

общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений;

строение и химические свойства изученных органических соединений;

объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;

природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета) ФОРМЫ КОНТРОЛЯ Текущий контроль (контрольные работы) по темам:

10 класс: «Углеводороды», «Кислородосодержащие органические вещества»;

11 класс: «Химические реакции», «Вещества и их свойства».

Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока, практические работы, контроль умений решать расчетные задачи, промежуточный, итоговый контроль, том числе презентации, защита творческих, проектных, исследовательских работ.

Нормы и критерии оценивания:

Оценки устного ответа Отметка «5»:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя;

Отметка «3»:

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно-трудовые умения, поддерживается чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

-работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая учащийся не может исправить по требованию учителя;

- работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать расчетные задачи Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена не рациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

- имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении;

- отсутствие ответа на задание.

Оценка письменных контрольных работ Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

- ответ неполный, или допущено не боле двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок;

- работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Оценка тестовых работ Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10 – 15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20 – 30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала:

для теста из пяти вопросов:

- нет ошибок – оценка «5»;

- одна ошибка – оценка «4»;

- две ошибки – оценка «3»;

- три ошибки – оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

- 25 – 30 правильных ответов – оценка «5»;

- 19 – 24 правильных ответов – оценка «4»;

- 13 – 18 правильных ответов – оценка «3»;

- меньше 12 правильных ответов – оценка «2».

Оценка реферата Реферат оценивается по следующим критериям:

- соблюдение требований к его оформлению;

- необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

- умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

- способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Перечень ошибок Ошибка считается грубой, если учащийся:

Не знает определений, основных понятий, законов, правил, основных положений, формул, общепринятых символов, единиц измерения.

Не умеет выделить в ответе главное Не умеет применять знания для решения задач и объяснения химических явлений;

неправильно формулирует вопросы задачи или неверно объясняет ход ее решения;

не знает приемов решения задач, аналогичным ранее решенным в классе, неправильно понимает условие задачи или истолковывает решение Не умеет читать и составлять уравнения химических реакций Не умеет подготовить и собрать прибор. Провести опыт, использовать полученные данные для выводов Нарушает требования правил безопасности при работе в кабинете химии К негрубымошибкам относятся:

Неточности формулировок, определений, понятий, законов, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения эксперимента Ошибки в расстановки коэффициентов в уравнениях Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин Нерациональный выбор хода решения Недочетами считаются:

Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа Небрежное выполнение записей Орфографические или пунктуальные ошибки.

Особенности обучения учащихся с особыми образовательными потребностями В связи с тем, что в 8-9 классах лицея есть так называемые интегрированные учащиеся, которые обучаются по общеобразовательным программам, стандартным учебникам и должны освоить федеральный стандарт по химии, следует отметить некоторые специфические особенности обучения таких детей.

Повышенная истощаемость ЦНС и в связи с этим сниженная познавательная активность и работоспособность, недостаточность произвольного внимания, пространственной ориентировки, плохо развитые навыки самостоятельной работы и самоконтроля, инертность психических процессов, слабая память – все эти и другие особенности учащихся СКК VII вида отрицательно влияют на успешность обучения и являются основной причиной их стойкой неуспеваемости в учебе. Обучение учащихся основывается на стандартных учебниках общеобразовательных школ, по тем же программам, соответствует общеобразовательному стандарту. Цели обучения такие же:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма;

развитие полученных первоначально теоретических сведений на богатом фактическом материале химии элементов;

образного и аналитического мышления, творческого воображения;

формирование начальных представлений о специфике химии в ряду других наук;

осознание и глубокое изучение фактического материала – химии элементов, формах их существования и важнейших их соединений.

Задачи обучения химии:

1. Показать материальное единство веществ природы, их генетическую связь.

2. Выявить причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ.

3. Доказать познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций.

4. Показать объясняющую и прогнозирующую роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов.

5. Развить представления о том, что знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы их производства и охраны окружающей среды от химического загрязнения.

Отличительные особенности одаренных детей 1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.

3.Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей 1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.

3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы работы с одаренными детьми 1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

4.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

5.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Цель :

- Развивать у обучающихся интереса к исследовательской деятельности, к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также скрепить в них уверенность в своих силах.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей Задачи:

- выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к предмету;

- использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках химии, во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности.

Методы работы:

-анкетирование, опрос;

- собеседование;

- тестирование;

- анализ литературных источников;

- творческие работы;

- метод прогнозирования;

- метод исследования проблемы.

Формы работы с одаренными учащимися.

- творческие мастерские;

- групповые занятия с сильными учащимися;

- занятие на кружке - конкурсы;

- интеллектуальный марафон;

- участие в олимпиадах;

- работа по индивидуальным планам;

- научно-исследовательские конференции Диагностика обучающихся – методика оценки общей одаренности.

Работа со способными и одаренными детьми на уроках – разработан широкий спектр.заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний. Использование системы заданий повышенной сложности.

– задания на развитие логического мышления, нахождение общего, частного, промежуточного понятий, расположение понятий от более частных к более общим.

- задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ обучающимися.

- задания на составление проектов.

- задания на прогнозирование ситуаций.

3. Внеклассная работа с обучающимися – создание временных групп (групп по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям) с учетом интересов учащихся.

Основной принцип работы – принцип «обогащения».

Ресурсное обеспечение программы:

- наличие учебной аудитории;

- библиотечный фонд – наличие литературы - ИКТ Критерий эффективности:

1 Высокий уровень познавательного интереса к предмету;

2 Отсутствие неуспевающих по предмету;

3 Увеличение количества обучающихся выбирающих химию как экзамен с успешной сдачей его;

4 Учащиеся становятся призерами олимпиад и конкурсов различного уровня ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Учебно-методический комплект 1. Химия. 11 класс: Поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна, Г.Г.Лысовой / Авт. сост. В.Г.Денисова.-Волгоград: Учитель, 2005.

2. Химические реакции: Тепловой эффект, равновесие, скорость / И.А.Леенсон. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.

3. Аналитичесская химия в таблицах и схемах \ Н.Ю.Келина, Н.В.Безручко. – Ростов н/Д:

Феникс, 2008.

4. Химия: нетрадиционные уроки. 8-11 классы / авт.-сост. С.Ю.Игнатьева. – Волгоград:

Учитель, 2007.

5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 10 класс.

Учебники для учащихся:

Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2012.

Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2009.

Оснащение учебного процесса Натуральные объекты:

Коллекция «Алюминий»;

Коллекция «Стекло и изделия из стекла»;

Коллекция «Металлы»;

Коллекция «Чугун и сталь»;

Коллекция «Минералы и горные породы»;

Коллекция «Каучук и продукты его переработки»;

Коллекция «Торф и продукты его переработки»;

Коллекция «Сырье для топливной промышленности»;

Коллекция «Сырье для химической промышленности»;

Коллекция «Топливо»;

Коллекция «Кварц в природе»;

Коллекция «Пластмассы»;

Коллекция «Гранит и его составные части»;

Коллекция «Нефть и продукты ее переработки»;

Коллекция «Волокна»;

Коллекция «Каменный уголь».

Шкала твердости.

Модели кристаллических решеток.

Модели молекул органических веществ.

Химические реактивы и материалы:

Наиболее часто используемые :

1)Простые вещества: медь, натрий,кальций, магний, железо, цинк;

2)оксиды: меди(||),кальция, железа(|||),магния;

3)кислоты: серная, соляная, азотная;

4)основания - гидроксиды: натрия,кальция,25%-ный водный раствор аммиака;

5)соли: хлориды натрия, меди(||),алюминия, железа(|||);

нитраты калия, натрия, серебра;

сульфаты меди(||),железа(||),железа(|||),аммония;

иодид калия, бромид натрия;

6)органические соединения: этанол, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.

Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы:

1)Приборы для работы с газами;

2)аппараты и приборы для опытов с твердыми, жидкими веществами;

3)измерительные приборы и приспособления для выполнения опытов;

4)стеклянная и пластмассовая посуда и приспособления для проведения опытов.

Модели:

Наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул;

Модели кристаллических решеток.

Модели молекул органических веществ.

Учебные пособия на печатной основе:

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;

Таблица растворимости кислот, оснований солей;

Электрохимический ряд напряжений металлов;

Алгоритмы по характеристике химических элементов, химических реакций, решению задач;

Дидактические материалы: инструкции, карточки с заданиями, таблицы.

Экранно-звуковые средства обучения:

CD, DVD-диски, видеофильмы, компьютерные презентации в формате Ppt.

ТСО:

Компьютер;

Мультимедиапроектор;

Экран;

Список полезных образовательных сайтов Химия Химическая наука и образование в России http://www.chem.msu.su/rus Химия и Жизнь – XXI век http://www.hij.ru Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии» http://him.1september.ru ChemNet: портал фундаментального химического образования http://www.chemnet.ru АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой http://www.alhimik.ru Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов http://www.hemi.nsu.ru Химия в Открытом колледже http://www.chemistry.ru WebElements: онлайн-справочник химических элементов http://webelements.narod.ru Белок и все о нем в биологии и химии http://belok-s.narod.ru Виртуальная химическая школа http://maratakm.narod.ru Занимательная химия: все о металлах http://all-met.narod.ru Мир химии http://chem.km.ru Кабинет химии: сайт Л.В. Рахмановой http://www.104.webstolica.ru Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия http://experiment.edu.ru Органическая химия: электронный учебник для средней школы http://www.chemistry.ssu.samara.ru Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии http://school-sector.relarn.ru/nsm/ Химия для школьников: сайт Дмитрия Болотова http://chemistry.r2.ru Школьная химия http://schoolchemistry.by.ru Электронная библиотека по химии и технике http://rushim.ru/books/books.htm УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В учебно-тематическом планировании конкретизируется содержание предметных разделов с распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых лабораторных опытов и практических работ.

Количество часов по учебно-тематическому плану - 68 (34 ч. - 10 кл. и 34 ч. -11 кл.).

Количество контрольных работ в 10 классе - 2;

в 11 классе – 2.

Количество практических работ в 10 классе – 2, в 11 классе – 2.

Количество часов В том числе № Тема По программе По рабочей практические контрольные п/п О.С.Габриеляна программе работы работы 10 класс (органическая химия) Введение 1 3 Углеводороды и 8 8 их природные источники Кислородосодер жащие 10 10 1 органические соединения Азотсодержащи 6 е органические соединения Биологически 3 активные вещества Искусственные и 4 4 синтетические органические соединения Резервное 7 время Итого 34 34 2 11 класс (общая химия) 1 Периодически й закон и 3 строение атома 2 Строение 14 11 вещества 3 Химические 8 11 реакции 4 Вещества и их 9 9 1 свойства Итого 34 34 2 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ХИМИИ 10 КЛАСС (базовый уровень) Программы общеобразовательных учреждений. Химия 10-11 класс.

Составитель: Габриелян О.С.

Планирование составлено на основе рабочей программы курса химии для 10-11 класса, Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.) и Примерной программы по химии для основной школы.

Учебник: Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый 1 час в неделю, всего 34 часа уровень. – М.: Дрофа, 2012 учитель Рожко Наталья Леонидовна № Тема и тип урока Дата Формы Содержание Домашнее ИКТ Изучаемые урока проведения организации задание вопросы урока взаимодействи 10 а я и виды 10 б контроля ТЕМА 1. Введение (3 часа) 1.1 Инструктаж по Текущий Предмет органической химии. П.1, упр. 4 технике контроль. Становление понятия «органическая 6 письм.

безопасности. химия». Витализм и его крах.

Предмет Особенности атомов углерода.

органической химии. Круговорот углерода в природе.

Комбинированный фотосинтез. Природные, урок. искусственные и синтетические органические соединения Сравнение органических соединений с неорганическими.

2.2 Теория строения Текущий Химическое строение как порядок П.2, упр. 1 органических контроль соединения атомов в молекулах. 6 письм.

соединений Основные положения строения А.М.Бутлерова. органических веществ Комбинированный А.М.Бутлерова. изомерия, изомеры, урок. гомология.

№ Тема и тип урока Дата Формы Содержание Домашнее ИКТ Изучаемые урока проведения организации задание вопросы урока взаимодействи 10 а я и виды 10 б контроля 3.3 Теория строения Текущий Гомологический ряд, молекулярные П.2, упр. 8 органических контроль и структурные формулы, 10 письм.

соединений валентность, степень окисления.

А.М.Бутлерова.

Комбинированный урок.

ТЕМА 2. Углеводороды и их природные источники (8 часов) 4.1 Природный газ. Текущий Углеводороды. Состав природного П.3, упр. 1 Алканы. контроль газа. Предельные углеводороды, 6 устно Комбинированный парафины, алканы. Физические урок. свойства. Международная номенклатура ИЮПАК. Радикал.

Правила составления названий алканов.

5.2 Алканы. Текущий Химические свойства: горение, П.3, упр. 7 Комбинированный контроль разложение, замещение, 12 письм.

урок. дегидрирование (на примере метана и этана). Применение алканов на основе их свойств.

6.3 Алкены. Этилен. Фронтальный, Общая формула алкенов, П.4, упр. 3, Комбинированный тестирование гомологический ряд, структурная 4, 7- урок. изомерия, номенклатура. Этилен: его письм.

получение дегидрированием этана и дегидратацией этилена, физические свойства. Химические свойства:

горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация и полимеризация.

№ Тема и тип урока Дата Формы Содержание Домашнее ИКТ Изучаемые урока проведения организации задание вопросы урока взаимодействи 10 а я и виды 10 б контроля Применение этилена и полиэтилена на основе их свойств 7.4 Алкадиены.. Фронтальный, Понятие об алкадиенах как об П.5, упр. 2 Каучуки. тестирование углеводородах с двумя двойными 5 письм.

Комбинированный связями. Химические свойства урок. бутадиена-1,3 и изопрена:

обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.

8.5 Алкины. Ацетилен. Фронтальный Общая формула алкинов. Ацетилен: П.6, упр. 1 Комбинированный текущий, строение молекулы, получение 7 письм урок. тестирование пиролизом метана и карбидным способом, физические свойства.

Химические свойства: горение, взаимодействие с бромной водой, хлороводородом, гидратация.

Применение ацетилена на основе свойств.

9.6 Арены. Фронтальный Общее представление об аренах. П.7, упр. 1 Бензол. текущий, Строение молекулы бензола. 5 письм.

Комбинированный тестирование Химические свойства: горение, урок. галогенирование, нитрование.

Применение бензола на основе его свойств.

10.7 Нефть и способы ее Фронтальный Состав и переработка нефти. П.8, упр. 6 переработки. текущий, Нефтепродукты. Бензин: понятие об 7 письм.

Комбинированный тестирование октановом числе.

урок.

11.8 Контрольная работа Контроль Контрольная работа по теме № Тема и тип урока Дата Формы Содержание Домашнее ИКТ Изучаемые урока проведения организации задание вопросы урока взаимодействи 10 а я и виды 10 б контроля № 1 по теме № 2 знаний «Углеводороды и их природные «Углеводороды и их источники»

природные источники»

ТЕМА 3. Кислородсодержащие органические вещества (10 часов) 12.1 Единство Фронтальный Единство химической организации П.9, упр. 1 химической текущий, живых организмов на Земле. 9 письм.

организации живых тестирование Химический состав живых организмов на земле. организмов. Микро- и Урок изучения макроэлементы в клетках живых новых знаний. организмов.

Предельные одноатомные спирты:

состав, строение, номенклатура, изомерия. Представление о водородной связи. Физические свойства метанола и этанола, их физиологическое действие на организм. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена.

13.2 Свойства спиртов. Фронтальный Химические свойства этанола: П.9, упр.

Глицерин. текущий, горение, взаимодействие с натрием, 10- Урок изучения тестирование образование простых и сложных письм.

новых знаний. эфиров, окисление в альдегид, внутримолекулярная дегидратация.

Глицерин как представитель многоатомных спиртов Качественная реакция на многоатомные спирты.

Применение этанола и глицерина на № Тема и тип урока Дата Формы Содержание Домашнее ИКТ Изучаемые урока проведения организации задание вопросы урока взаимодействи 10 а я и виды 10 б контроля основе их свойств.

Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

14.3 Каменный уголь. Фронтальный Состав и строение молекулы фенола. П.10, упр.

Фенол. текущий, Получение фенола коксованием 4-6 письм.

Урок изучения тестирование каменного угля. Физические и новых знаний. химические свойства:

взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой, реакция поликонденсации. Применение фенола на основе свойств.

15.4 Альдегиды. Фронтальный Альдегиды и кетоны. Ацетон. П.11, упр.

Урок изучения текущий, Формальдегид, ацетальдегид: состав, 2-7 письм.

новых знаний. тестирование строение молекул, получение окислением соответствующих спиртов, физические свойства;

химические свойства (окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт). Применение альдегидов на основе их свойств.

16.5 Карбоновые Фронтальный Карбоновые кислоты. Предельные П.12, упр.

кислоты. Свойства и текущий, карбоновые кислоты. Непредельные 6, 8, применение тестирование карбоновые кислоты. Свойства уксусной кислоты. карбоновых кислот.

Пальмитиновая и Уксусная кислота: состав и строение стеариновая молекулы, получение окислением кислоты. ацетальдегида, химические свойства Урок изучения (общие с неорганическими № Тема и тип урока Дата Формы Содержание Домашнее ИКТ Изучаемые урока проведения организации задание вопросы урока взаимодействи 10 а я и виды 10 б контроля новых знаний. кислотами, реакция этерификации).

Применение уксусной кислоты на основе свойств. Пальмитиновая и стеариновая кислоты – представители высших жирных карбоновых кислот.

17.6 Сложные эфиры.. Фронтальный Получение сложных эфиров П.13, упр.

Жиры. текущий, реакцией этерификации;

нахождение 11, Урок изучения тестирование в природе. Применение сложных письм.

новых знаний. эфиров на основе их свойств.

Состав жиров;

нахождение в природе;

химические свойства:

гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе их свойств. Мыла.

Лабораторный опыт. Свойства жиров.

18.7 Углеводы. Глюкоза. Фронтальный Единство химической организации П.14, упр.

Урок изучения текущий, живых организмов. Углеводы, их 9-12 письм.

новых знаний. тестирование классификация. Значение углеводов в живой природе и жизни человека.

Глюкоза – вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт.

Химические свойства глюкозы:

окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе ее свойств.

№ Тема и тип урока Дата Формы Содержание Домашнее ИКТ Изучаемые урока проведения организации задание вопросы урока взаимодействи 10 а я и виды 10 б контроля 19.8 Дисахариды и Фронтальный Дисахариды: сахароза, мальтоза, П.15, упр. полисахариды. текущий, лактоза. Полисахариды: крахмал и письм Урок изучения тестирование целлюлоза. Реакция новых знаний. поликонденсации. Качественная реакция на крахмал.

20.9 Практическая работа Текущий Идентификация органических Повторить №1 контроль соединений. Решение тему 3, «Идентификация экспериментальных задач. подготовит органических ся к соединений» контрольно Урок закрепления й работе.

знаний.

21.10 Контрольная работа Контроль Кислородсодержащие органические № 2 по теме № 3 знаний соединения и их нахождение в живой «Кислородосодержа природе.

щие органические соединения».

ТЕМА 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (6 часов) 22.1 Амины. Анилин. Фронтальный Понятие об аминах как органических П.16, упр. Урок изучения текущий, основаниях. Анилин – ароматический письм.

новых знаний. тестирование амин: состав и строение;

получение реакцией Зинина, применение анилина.

23.2 Аминокислоты. Фронтальный Состав, строение, номенклатура, П.17, упр.

Урок изучения текущий, физические свойства. Аминокислоты 4, 11 письм.

новых знаний тестирование – амфотерные органические соединения: взаимодействие со щелочами, кислотами, друг с другом (реакция поликонденсации).

№ Тема и тип урока Дата Формы Содержание Домашнее ИКТ Изучаемые урока проведения организации задание вопросы урока взаимодействи 10 а я и виды 10 б контроля Пептидная связь и полипептиды.

Применение аминокислот на основе их свойств.

24.3 Белки. Фронтальный Получение белков реакцией П.17, упр.

Комбинированный текущий, поликонденсации аминокислот. 7-9 письм.

урок. тестирование, Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции.

25.4 Нуклеиновые Фронтальный Рибонуклеиновые кислоты РНК и П.18, упр.

кислоты. текущий, дезоксирибонуклеиновые кислоты 10 письм.

Комбинированный тестирование ДНК. Нуклеотиды, полинуклеотиды.

урок. Сравнение строения, функций и нахождения в клетке ДНК и РНК.

Биотехнология. Генная инженерия.

ТЕМА 5. Биологически активные органические соединения (3 часа).

26.1 Ферменты. Текущий Ферменты – биологические П.19, упр.

Комбинированный контроль катализаторы белковой природы. 1-8 устно.

урок. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

27.2 Витамины. Работа с Понятие о витаминах. Витамины С П.20, упр. Комбинированный учебником и А. Авитаминоз, гиперавитоминоз, письм.

урок. гиповитаминоз. Нормы потребления витаминов.

28.3 Гормоны. Работа с Понятие о гормонах. Инсулин и П.20, упр.

№ Тема и тип урока Дата Формы Содержание Домашнее ИКТ Изучаемые урока проведения организации задание вопросы урока взаимодействи 10 а я и виды 10 б контроля Лекарства. учебником адреналин. Профилактика сахарного 10- Комбинированный диабета. Лекарства. Проблемы письм.

урок.,связанные с применением лекарственных препаратов.

Наркотические вещества.

Наркомания, профилактика и борьба с ней., ТЕМА 6. Искусственные и синтетические органические соединения (4 часа) 29.1 Искусственные Фронтальный Понятие об искусственных П.21, упр.

полимеры. текущий, полимерах – пластмассах и волокнах. 1-7 устно.

Комбинированный Ацетатный шелк и вискоза, их урок. свойства и применение.

30.2 Синтетические Фронтальный Понятие о синтетических полимерах П.22, полимеры. текущий – пластмассах, волокнах, каучуках;

презентаци Комбинированный их классификация, получение и и по вопр.

урок. применение. 1- 31.3 Практическая работа Текущий Решение экспериментальных задач Отчет № 2 «Распознавание контроль на распознавание пластмасс и пластмасс и волокон.

волокон»

Урок закрепления знаний.

32.4 Практическая работа Текущий Решение экспериментальных задач Отчет № 2 «Распознавание контроль на распознавание пластмасс и пластмасс и волокон.

волокон»

Урок закрепления знаний.

№ Тема и тип урока Дата Формы Содержание Домашнее ИКТ Изучаемые урока проведения организации задание вопросы урока взаимодействи 10 а я и виды 10 б контроля 33.5 Обобщение и Фронтальный Выполнение тестовых заданий по систематизация текущий, курсу.

знаний тестирование Урок обобщения и систематизации знаний.

34 Резервное время ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ХИМИИ 11 КЛАСС (базовый уровень) Программы общеобразовательных учреждений. Химия 10-11 класс.

Составитель: Габриелян О.С.

Планирование составлено на основе рабочей программы курса химии для 10-11 класса, Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.) и Примерной программы по химии для основной школы.

Учебник: Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый 1 час в неделю, всего 34 часа уровень. – М.: Дрофа, 2009. учитель Рожко Наталья Леонидовна Дата Д/з, проведени Химический параграф № я Обязательные эксперимент Требования к уровню Формы Тип и Тема урока п/п 11а элементы содержания (оборудован подготовки учащихся контроля урока упражнен 11б ие) ия по 11в учебнику ТЕМА 1. Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева (3 часа) 1.1 Инструктаж по Развитие ПК Знать о развитии ТО КУ П.1, упр.

технике представлений о ПСХЭ представлений о строении 1-6, 9.

безопасности при строении атома. атома: пудинговая, работе в кабинете Модели строения планетарная, квантовая.

химии. атома: пудинговая, Атом. Элементарные Основные сведения планетарная, частицы: протоны, о строении атома. квантовая. Атом. нейтроны, электроны.

Элементарные Изотопы. Корпускулярно частицы: протоны, волновой дуализм. Уметь нейтроны, электроны. определять количество Изотопы. протонов, нейтронов, Корпускулярно- электронов в атоме.

волновой дуализм.

2.2 Особенности Электронная оболочка ПК Знать о: электронная ТО КУ П.1, упр.

строения атома. Электронный ПСХЭ оболочка атома, 7-8 письм.

электронных слой. Атомная электронный слой, атомная Дата Д/з, проведени Химический параграф № я Обязательные эксперимент Требования к уровню Формы Тип и Тема урока п/п 11а элементы содержания (оборудован подготовки учащихся контроля урока упражнен 11б ие) ия по 11в учебнику оболочек атомов орбиталь, электронные орбиталь, электронные элементов 4-го и 5- облака. Типы облака, типы электронных го периодов ПСХЭ. электронных облаков: облаков: s, p, d, порядок s, p, d. Порядок заполнения электронами заполнения электронных слоев и электронами орбиталей, электронные электронных слоев и конфигурации атомов.

орбиталей. Уметь записывать Электронные электронные конфигурации конфигурации атомов. атомов.

3.3 ПСХЭ – Открытие ПК Знать об открытии графическое Д.И.Менделеевым ПСХЭ Д.И.Менделеевым изображение периодического закона периодического закона и периодического и создание создании Периодической закона. Периодической системы химических системы химических элементов. Периодический элементов. закон в свете учения о Периодический закон в строении атома.

свете учения о Периодическая система в строении атома. свете учения о строении Периодическая атома. Закономерности система в свете учения изменения свойств атомов в о строении атома. периодах и группах.

Закономерности Положение водорода в ПС.

изменения свойств Значение Периодического атомов в периодах и закона и Периодической группах. Положение системы.

водорода в ПС. Уметь определять Значение закономерность изменения Периодического закона свойств атомов в периодах и Периодической и группах.

Дата Д/з, проведени Химический параграф № я Обязательные эксперимент Требования к уровню Формы Тип и Тема урока п/п 11а элементы содержания (оборудован подготовки учащихся контроля урока упражнен 11б ие) ия по 11в учебнику системы.

ТЕМА 2. Строение вещества (11 часов) 4.1 Ионная химическая Благородные газы, ПК Знать об особенности ТО КУ П.3, упр.

связь. особенность строения ПСХЭ строения благородных 2,7- их атомов. Процессы газов. Процессы окисления письм.

окисления и и восстановления. Катионы восстановления. и анионы. Ионная Катионы и анионы. химическая связь. Схемы Ионная химическая образования веществ с связь. Схемы ионной химической связью.

образования веществ с Ионные кристаллические ионной химической решетки. Примеры веществ связью. Ионные с ионными кристаллические кристаллическими решетки. Примеры решетками и их свойства.

веществ с ионными Классификация ионов по кристаллическими составу (простые и решетками и их сложные), по знаку заряда свойства. (катионы и анионы).

Классификация ионов Уметь составлять схемы по составу (простые и образования веществ с сложные), по знаку ионной химической связью;

заряда (катионы и приводить примеры анионы). веществ с ионными кристаллическими решетками и их свойства;

классифицировать ионы по составу (простые и сложные), по знаку заряда (катионы и анионы).

5.2 Ковалентная Ковалентная ПК Знать определение ТО КУ П.4, упр.1 Дата Д/з, проведени Химический параграф № я Обязательные эксперимент Требования к уровню Формы Тип и Тема урока п/п 11а элементы содержания (оборудован подготовки учащихся контроля урока упражнен 11б ие) ия по 11в учебнику химическая связь. химическая связь. ПСХЭ ковалентной химической 8 письм.

Схемы образования связи. Схемы образования ковалентной ковалентной химической химической связи. связи.

Электроотрицательнос Электроотрицательность.

ть. Полярная и Полярная и неполярная неполярная ковалентные связи. Диполь.

ковалентные связи. Полярность молекул.

Диполь. Полярность Обменный и донорно молекул. Обменный и акцепторный механизмы донорно-акцепторный образования ковалентной механизмы химической связи.

образования Молекулярные и атомные ковалентной кристаллические решетки.

химической связи. Примеры веществ с Молекулярные и молекулярными и атомные атомными кристаллические кристаллическими решетки. Примеры решетками и их свойства.

веществ с Уметь составлять схемы молекулярными и образования ковалентной атомными химической связи;

кристаллическими приводить примеры решетками и их веществ с молекулярными свойства. и атомными кристаллическими решетками и их свойства.

6.3 Металлическая Особенности строения ПК Знать об особенностях ТО КУ П.5, упр.

химическая связь. атомов металлов. ПСХЭ строения атомов металлов. 1- Металлическая связь. Металлическая связь. письм.

Металлическая Металлическая Дата Д/з, проведени Химический параграф № я Обязательные эксперимент Требования к уровню Формы Тип и Тема урока п/п 11а элементы содержания (оборудован подготовки учащихся контроля урока упражнен 11б ие) ия по 11в учебнику кристаллическая кристаллическая решетка.

Pages:   |

1

| 2 |

 

Схемы образования водородной связи в молекулах6 Схемы образования водородной связи в молекулах6 Схемы образования водородной связи в молекулах6 Схемы образования водородной связи в молекулах6 Схемы образования водородной связи в молекулах6 Схемы образования водородной связи в молекулах6 Схемы образования водородной связи в молекулах6 Схемы образования водородной связи в молекулах6 Схемы образования водородной связи в молекулах6 Схемы образования водородной связи в молекулах6 Схемы образования водородной связи в молекулах6 Схемы образования водородной связи в молекулах6 Схемы образования водородной связи в молекулах6 Схемы образования водородной связи в молекулах6 Схемы образования водородной связи в молекулах6

Статьи по теме:



Поздравление с днем имени катя

Как сделать пумпоны на шапку

Скамейка из дерева со спинкой своими руками чертежи простые

Багги своими руками в россии

Вязание углом квадратом